На днях в новостных лентах промелькнуло сообщение, на которое вряд ли обратили особое внимание даже обитатели киевского Подола, не говоря уже обо всех остальных: обеспечивать безопасность здания Гостиного двора на Контрактовой площади, по словам министра культуры Александра Ткаченко, теперь будут не частные охранники, а сотрудники Национальной полиции.
Вроде бы пустяк. Но чтобы понять значение этого события, стоит вспомнить события, которые происходили вокруг здания в последние десять лет.
Начать стоит с двойственного статуса этого строения: оно то ли является памятником архитектуры, то ли нет.
Принято считать, что киевский Гостиный двор в 1809-1813 годах построил итальянский архитектор Луиджи (или, как его называли в Российской империи, Алоизий Иванович) Руска. В некотором смысле это так и есть. Но это не то здание, которое сейчас стоит на Подоле – то с годами обветшало и было снесено в начале 1980-х годов.
Вместо Гостиного двора построили его копию – но, так сказать, более оригинальную, чем сам оригинал. Здание возвели в точном соответствии с чертежами Луиджи Руска – они, по счастью, сохранились. Новый Гостиный двор стал двухэтажным, в отличие от прежнего, одноэтажного.
Строительные работы были завершены в 1990 году. А в следующем году закончилась советская эпоха – и, как сказал классик, «всё заверте…».
В новых условиях недвижимость – а уж тем более в центре столицы – стала должна непременно приносить прибыль. Правда, с Гостиным двором дело обстояло несколько сложнее: первые двадцать лет постсоветской эпохи он имел официальный статус памятника архитектуры, так что на его использование были очень существенные ограничения. В здании располагался «Театр на Подоле» (да, тогда он действительно был на Подоле – о том, как из-за чего ему пришлось переехать на Андреевский спуск, будет сказано чуть ниже), библиотека, магазины и кафе.
А вот дальше, собственно, и началось всё интересное – вы ведь читаете эту статью не ради лекции по истории и архитектуре.
В августе 2011 года Кабмин лишил это здание статуса памятника архитектуры. Дело в том, что им заинтересовалась компания «Укрреставрация», которую злые языки связывали с Андреем Кравцом – человеком из ближайшего окружения тогдашнего президента Виктора Януковича. В следующем году был отменён запрет на приватизацию Гостиного двора, и почти сразу же Киевсовет передал «Укрреставрации»… нет, не здание, а землю под ним. И театр, и все прочие заведения попросили на выход.
Защитники архитектурного облика Киева восприняли эти события совершенно правильно – как очень нехороший намёк. Тем более что «Укрреставрация» не скрывала своих планов: надстроить дополнительные этажи, добавить подземный паркинг и превратить здание в торгово-офисный центр, в котором мало что осталось бы от первоначального замысла.
Активисты вышли на протест – и началась борьба за сохранение Гостиного двора, кульминацией которой стал пожар в ночь на 8 февраля 2013 года. Именно тогда строение приобрело тот облик, который сохраняет до сих пор. Активисты настаивают, что это был намеренный поджог, но предъявить доказательства не могут.
Так или иначе, до самого конца 2013 года эта борьба не увенчалась успехом ни той, ни другой стороны. Дальше, как мы помним, события в стране приняли такой оборот, что всем на некоторое время стало не до Гостиного двора. А по завершении этих событий близость к Януковичу из плюса превратилась в жирный минус.
Но как только политическая жизнь снова вошла в берега, здание на Контрактовой (которым с 2019 года официально владеет Фонд государственного имущества) снова стало яблоком раздора, которым остаётся и сейчас. Теперь на него имеются два претендента, и парадоксальным образом именно это приводит к тому, что оно заброшено и продолжает ветшать. Если всё так будет продолжаться и дальше, то спор со временем решится естественным путём – Гостиный двор рухнет сам собой.
У Києві на Аскольдовій могилі відкрили монумент на честь "Да Вінчі"
Київрада тимчасово зняла ДПТ із паркінгом біля Пейзажної алеї після резонансу
Люди не вміщались у вагони. Внаслідок тривоги у київському метро знову стався колапс
В одному з районів столиці 11-річний хлопчина випав з вікна багатоповерхівки
На полях заметим, что здесь ещё и ещё одна проблема. Да, здание, начиная с фундамента, построено в точности по проекту Луиджи Руска – но в 1809 году этот итальянец не мог предвидеть, что в Киеве появится метрополитен. Сейчас он не только есть, но одна из его линий проходит прямо под Гостиным двором, причём на небольшой глубине. Поезда вызывают вибрации, которые постепенно разрушают здание. Возможно, с этим и можно что-то сделать – но сперва необходимо определиться, кто именно должен решать проблему.
Один из претендентов на здание – Киевская городская государственная администрация во главе с Виталием Кличко. Любопытно, что в 2012 году боксёр-политик, ещё не будучи мэром столицы, сам участвовал в акциях в защиту Гостиного двора. Вроде бы этот факт говорит в его пользу, но есть один нюанс: КГГА ни словом не говорит о том, на какие деньги собирается реставрировать здание. По крайней мере, в бюджете Киева такую статью никто не прописал и прописывать не планирует. Так что велика вероятность, что здесь в ход пойдут не городские деньги, а средства частных инвесторов. А этих людей если и интересует сохранение исторического облика Киева, то даже не во вторую и не в третью очередь. Главное для них – прибыль. Следовательно, здание так или иначе будет использоваться в коммерческих целях. И сделать с этим ничего будет нельзя.
Кроме того, свои виды на Гостиный двор имеет Министерство культуры, которое возглавляет Александр Ткаченко. У него есть более-менее конкретный план: архитектурный памятник должен стать грандиозным музеем современного искусства. По словам министра, здание нужно «уберечь от судьбы очередного ТРЦ в историческом сердце столицы». Правда, и в бюджете министерства тоже нет денег на восстановление Гостиного двора, но министр полагает, что это можно сделать в рамках проекта «Большая реставрация». По крайней мере, здание будет использоваться в чисто культурных целях.
Кстати, что именно нужно сделать для его реставрации? Этого никто не знает: соответствующего проекта (как и его сметы) нет ни у одной из сторон. Никто не хочет заниматься таким проектом, пока не будет уверен, что Гостиный двор достанется именно ему.
Но теперь, кажется, в деле появились подвижки. Сам Ткаченко по поводу смены охраны здания заявил: дело уже решено, и Гостиный двор переходит в управление Минкульта на баланс заповедника «София Киевская».
Однако последние события дают мало оснований для оптимизма. Судите сами: в последний день августа Киеврада установила мораторий на реконструкцию 119 объектов культурного наследия в столице, в том числе и усадьбы Малинина на Тургеневской улице. А уже в ночь на 3 сентября (раньше в таких случаях говорили «и чернила не успели просохнуть») к этому зданию подъехала строительная техника и началась подготовка к его сносу. Совершенно очевидно, что городская власть во главе с Кличко откровенно считает киевлян идиотами и в грош не ставит собственные обещания.
Может ли такая судьба постигнуть Гостиный двор? Во всяком случае, нет гарантий, что это невозможно. Практический опыт показывает: когда дело касается больших, а тем более очень больших денег, в Киеве может произойти всё, что угодно. А мэр, какие бы обязательства он ни давал, в нужный момент отвернётся в сторону и сделает вид, будто так и надо.
Остаётся только надеяться на благополучный исход дела с Гостиным двором.